СигирияВ пятом столетии  нашей эры Касапа (477-495гг.), который был старшим сыном правителя Датусены (459-477 гг.), был законным наследником престола, однако король отдал предпочтение младшему сыну Могаллана.

Касапой овладела ненависть к отцу, и он запер его в темнице, а в 477 г стал участником его  умерщвления. Могаллану привели в ужас страшные деяния родного брата, и он нашел укрытие  в Южной Индии.  Касапа боялся мести и выбрал местом построения будущей столицы труднодоступное место – скала Сигирия, высотой 370 м.

Правитель вместе со своими архитекторами освободил скалистую местность для великолепного города, окруженного бассейнами, фонтанами и садами. Было совершено построение самых изумительных лестниц в мире: лев неимоверных размеров имеет ступени, окружающие его лапы, горло и челюсти. Лев является эмблемой страны и формой запугивания.

Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены. На вершине скалы был построен дворец - цитадатель. Цитадатель начинается с "платформы льва", от которого остались только лапы. Ступеньки ведут на террасу размером 1,7 га, где когда-то находился дворец. По описанию путешественников фронтон дворца, выстроенного из мрамора и окруженного садами и водоемами, был выложен драгоценными камнями. Хорошо сохранился гигантский королевский трон. Невозможно не удивляться тому, как строители тех времен поднимали на скалу необходимые стройматериалы. По краям скалы были воздвигнуты кирпичные стены с узкими платформами для часовых, где они не могли заснуть, рискуя упасть. Камни на скале всегда были наготове в случае чьего-либо вторжения. Один из них до сих пор держится, готовый вот-вот упасть.

Путешественниками также была описана галерея фресок  и "зеркальная стена", отполированная минералами. Яркие цвета фресок сохранились и по сей день – на них изображены принцессы и дворцовые дамы, как бы парящие в воздухе, сами изделия покрывает состав из меда диких пчел и яичных белков. Не известно, кем они были, возможно, просто плодами фантазии автора.  Фресками была занята вся стена  галереи. Но лишь 18 реликвий уцелели из  500. «Зеркальная стена» имеет царапины, которые являются простыми поэмами в честь женской красоты.

В западном и южном склоне есть разделенные террасы, на которых размещались жилища охраны и слуг. Западный склон имеет два пролета ступеней, ведущих на вершину скалы. Рядом с одной лестницей расположена пещера богини Афрались, ее фигурку обнаружили в этом месте в XII веке при короле Паракрамабаху. Особенно примечателен вид огромного расчлененного валуна, одна половинка которого имеет выдолбленную цистерну  для воды. Другая, упавшая половина, содержит трон и квадратную площадку, по всей вероятности она служила местом проведения заседаний министров. Другая версия предполагает, что площадка была для театральных представлений. Ниже валуна – еще одна пещера, именуемая  "капюшоном кобры", на потолке сохранились остатки древних изображений, передающих биографию Касапы. Возле скалы найдены религиозные места. В пещерном храме расположена статуя Будды, представленная лишь торсом, она предназначалась для медитации монахов. Preaching Rock - колоссальных  размеров валун для произнесения проповедей, отличается содержанием множества маленьких углублений, в них в полуденные дни горели лампадки...

В течение восемнадцатилетнего правления  Касапа полюбил образ хозяина вселенной. С полной уверенностью он вызвал своего вернувшегося из Индии брата на сражение, которое закончилось для него поражением.  В кульминационный для битвы момент  слон Касапы решил попить воды у ближайшего пруда. Войско расценило это как знак отступления короля.  Брошенный армией Касапа совершил самоубийство. Могалланой цитадель была уничтожена, стерто все, что напоминало о бывшем хозяине, взойдя на престол, он занялся восстановлением столицы в Анурахапуре.

Останки  Сигирии нашел английский охотник  в XIX веке. В настоящее время ведется реставрационная программа. Литературные свидетельства и археологические раскопки выдвигают другую версию предназначения Сигирии. Согласно метеорологическим данным с 1895 года, муссонные ветра и дожди были преградой для полевых работ в течение 8 месяцев из целого года. В этой местности благоприятные условия для строительства возможны лишь в феврале и марте. Если учесть, что Касапа правил  18 лет, для строительства отводилось только пять, за которые теоритически необходимо было сделать колоссальную работу: подготовить территорию, произвести и обжечь кирпич, перевезти мрамор, выдолбить ниши в скале, чтобы закрепить кирпич, построить галерею и " зеркальную стену", подготовить скалу для живописных рисунков, не затрагивая даже окружающие скалу постройки.  Если вообразить наличие тысячной армии строителей, им не под силу было бы в такие короткие сроки выполнить такой масштабный проект.

Версия о дворце также довольно неправдоподобна. Раскопки  на вершине скалы обнаружили прямоугольную платформу с размерами 13 х 7 м, которой без обсуждений был приписан статус дворца Касапы. Однако у этого дворца отсутствуют следы былых колонн, комнат и туалета. Кроме того нет доказательств того, что раньше у него имелась черепичная кровля. Непонятно и то, как черепичной крыше удавалось выдерживать муссонные ветра и дожди.  Единственным признаком существования в прошлом навеса или крыши, которые были защищены вертикально поднимающейся стеной, – наличие каменного гигантского трона на юге платформы  и на более низком уровне. В 1833 г на вершине обнаружили ступу, которая существовала в начале нашего века; в настоящее время этот участок отмечен кольями. Археологами были обнаружены признаки двух этапов строительных работ  на вершине скалы и 5 у основания. Если все архитектурные постройки и сад Сигирии возводились при Касапе, то кем инициированы остальные 4 этапа работ?

Духовенство находилось в почете у правящих монархов. Монашеский орден был привилегированной организацией, которая получала престиж, протекцию и дотации от короля.  С помощью археологических раскопок было доказано, что уже во II в. до н.э.  эти места были пристанищем большого монастырского комплекса – северный и западный склон содержат большое количество пещерных храмов. Одна из пещер запечатлела надписи II века н.э., недопустима версия того, что Касапа в достаточно сложных для себя обстоятельствах пренебрег монашеством ради величественной постройки. Кроме того армия не могла присутствовать на монастырских территориях.

Население вместе с королем и армией наоборот всячески поддерживали и оберегали учение Будды и всех его приверженцев, чем Касапа и занимался. В то время монастырь  Зуба Будды и сама святыня, символизирующая королевскую власть, располагались в Анурадхапуре, которая также была резиденцией правительства.  В Анурадхапуре Касапой было возведено несколько монастырей, включая и Касуб - Бо -Упульван (посвященный  Вишну). Все свидетельствует о том, что Касапа был посетителем  Сигирии, но не ее жителем.

Маловероятно то, что строительный проект  Касапы в Сигирии, который был покровителем  секты Махаяна (одно из направлений философии буддизма), был бы одобрен летописью Махавамса, которая посвящена описанию истории буддизма и отношений монархии с духовенством. В семи вековом разрыве в событиях и их фиксации были заинтересованы писавшие летописцы: очень удобно извращать реальность,  позиционировать Касапу сумасшедшим гением, нежели чествовать его преданность враждебной отрасли буддизма. Для течения Теравада характерно отрицание присутствия божественных спасителей, освобождающих нас от страданий земной жизни.

Живопись  Сигирии доступна для понимания лишь с осознанием самой цели архитектурного ансамбля. Традиционно живопись служит следующим целям: декоративное назначение; эмоциональное влияние – передача конкретной идеи, далекой для восприятия простыми смертными. Учитывая то, постройки были центральным звеном маха янской секты, легко предугадать, чьи изображения передают фрески. Уважаемой и почитаемой богиней направления  Махаяны считается -  Тара, мать всех Будд. Однако почему скала Сигирия переполнена изображениями  одного и того же лица? Повтор является популярным приемом передачи эмоций в буддийской культуре, в нем кроется магическая сила святыни, оно аналогично принципу бесконечности.  Данная концепция подтверждается артефактами, обнаруженными в Центральной Азии, Индии, Индонезии, Китае, Бирме.

Очередное тому подтверждение - существование на Шри-Ланке Пещерного храма Дамбулла. Согласно надписям  "зеркальной стены", авторы которых - посетители VIII-X веков, место упоминают как Sihigiri - скалу Поминовения. А летопись  XIII века Махавамса именует  скалу Sihigiri - Скала Льва. Паломники, в галерее, а также на вершине горы, везде сталкивались с образом Тары. Рисуя визуальные образы богини, чествовали ее в надежде, что Тара избавит их от страданий и направит на путь спасения. Сигирия – пример культа Тары, этим и обосновывается название  Скала поминовения. Живопись Сигирии – побуждение к медитационным занятиям, покровителем которых и была Тара. Очевидцы XIX века свидетельствуют, что ступени, от "платформы льва", украшали скульптуры львов. Индия также хранит доказательства олицетворения Тары в виде рычащего льва. Впоследствии простолюдины придали Тару забвению.

Принимая во внимание все аргументы, можно согласиться с выводом: Сигирию никогда нельзя было отнести ни к крепости, ни к столице. Это пример эстетически разработанной монастырской постройки  секты буддистов Махаяна. Это место было благоприятным для праведного образа жизни, благодаря своим пейзажам. С помощью мощных валов с желобами избытки дождевых вод отводились за пределы храма, иначе он подвергался бы затоплению. Именуемая дворцом постройка была местом для медитации, а роскошный сад с водоемами способствовали умиротворению разума.

]]>]]>