ПолоннаруваГород Полоннарува расположился в северо-восточной части по отношению к Коломбо, в 214 км от него. Являлся средневековой столицей страны(1070-1293гг.), а в настоящее время носит статус важнейшего культурного  центра, засушливая зона Шри-Ланки стала его обителью.

Точная дата «рождения» города не известна. Вероятна версия того, что первое население появилось в этих местах  во II веке до н.э., предположение обосновано настенными надписями в окрестных пещерах Полоннарувы, даты написания которых совпадают с тем же периодом.

Первопроходцами здешних мест были расчищены заросли джунглей, возведены примитивные дамбовые установки, собирающие воду (III веке до н. э.) и положено начало рисоводству.

Во времена, когда Анурадхапура был столичным центром, здесь размещались военные гарнизоны  сингальских королей, их составляли наемные солдаты южной Малайзии и Индии. Начало VI столетия отмечено в хрониках возведением в тогда еще  Пулаттинагаре, водохранилища Топа Вева при поддержке короля Упатиссы II (552 г н. э.), чтобы обеспечить водными ресурсами растущее городское население. Дословный перевод Пулаттинагара  "город Пуласти", посвящен святому Пуласти. Индуистских святых всегда почитали здесь, не смотря на то, что Шри-Ланка считалась пристанищем буддизма. Советниками сингальских королей были святые старцы и существовали они благодаря королевским дотациям. Летописи повествуют о том, что Аггаботхи IV (667-685 гг.) – первый монарх, живший в Полоннаруве. Анурадхапура на тот момент сохранял звание официального административного центра в течение почти тысячелетия, а правящая монархия все в большей степени склонялась в пользу молодого города Полоннарува, занимаясь усиленным его застраиванием. Так город превратился в летнюю резиденцию монархов Анурадхапуры, а также в убежище в случаях иностранной интервенции.  Удаем I (797-801 гг.)  в Полоннаруве была построена больница.

Могущественные ближайшие соседи Ланки в южной Индии в тот период – тамильские державы Чола и Пнадия с центром в Мадура, периодически совершали оккупацию острова и воздействовали на международные и внутренние политические отношения в стране. Страна была истощена интервенцией и гражданскими войнами, превратилась в легкую добычу, впоследствии  в 993 г захватчиками была основана столица в Полоннаруве, а их управление островом растянулось на  77 лет (993-1070 гг.). Тамильскими правителями была монополизирована торговля, введено налогообложение, показатели которого возрастали до 50%, распространялась пропаганда поклонения индуистским божествам с дискриминацией буддизма.

Территория города насыщена индуистскими храмами.  Святому городу и центру Ордена Анурадхапуре было непосильно содержание огромного количества монахов, лишившихся земель и привилегий, сила буддизма была подорвана. Однако благодаря правлению  Чола культурное наследие Шри-Ланки значительно обогатилось. Археологические раскопки в Полоннаруве обнаружили огромное количество великолепных бронзовых статуэток и богов,  представленных в экспозиции Национального Музея Коломбо, которые стали свидетельством высокого мастерства древних умельцев.

Присутствие иноземцев вводило в большое недовольство потомка королевской династии Китти. В 1055-6 гг. в 17 летнем возрасте он осуществил захват южной провинции острова Рухуна, там, именуя себя Виджаябаху I, он возглавил престол. В течение нескольких лет им на южной части острова было создано маленькое государство, где после установления порядка, была восстановлена ирригационная система, торговля с буддийскими государствами  Виджаей и Бирмой, правитель был одержим мыслью освободить страну. Им была введена постоянная борьба с интервенцией, поддерживалась борьба северной провинции за ее независимость, а в 1066 г была захвачена  Полоннарува. Но Чола были подкреплены материком и его силами, и Виджаябаху оставил город и отступил.

Однако  в 1070 г  южная часть Индии полнилась повсеместными восстаниями, и Виджаябаху, улучив благоприятный момент, продемонстрировав талант настоящего полководца, завладел  Полуннарувой и освободил  всю страну. В 1073 г, Виджаябаху, после официального занятия престола в Анурадхапуре, утверждает   Полоннаруву административным островным центром, и следующие 40 лет занимается восстановлением экономики страны.  Деятельность Виджаябаху, уже после его смерти  продолжил король Паракрамабаху I (Паракрамабаху Великий, 1153-1186 гг.), правление которого  в Полоннаруве было отмечено построением военных укреплений, огромного количества монастырей, зданий, созданием ирригационной системы.  Город справедливо может носить имя города Паракрамабаху, здесь никто не останется равнодушным к его архитектурным памятникам и скульптурам.

К его заслугам можно отнести: национализацию добычи жемчуга и драгоценных камней,  высушивание болот, которые были использованы для кокосовых плантаций, восстановление разрушенных монументов Анурадхапуры... Паракрамабаху – последний великий правитель  Шри-Ланки. После его кончины престол был занят его зятем королем Ниссанкамаллой  (1187-1196 гг.). Его правление не было отмечено возведением архитектурных памятников, однако после себя он оставил солидные информационные записи, в том числе и о Полоннаруве. После смерти Ниссакамаллы наступили смутные времена и оккупационные годы, и в конце XIII века (1293 г) статус столицы стал носить город Курунегала, а Полоннарува стала превращаться в заросли джунглей. Город был обнаружен в XIX столетии английскими охотниками, а в  XX в. он стал местом археологических раскопок.

МОРЕ ПАРАКРАМАБАХУ

Состоит из 3 небольших озер, площадь которых превышает 15 кв.м., на его побережье возведен город. Строительство дамбовой установки протяженностью 13,6 км заняло 4,5 млн. кубических метров земляного участка.  Учеными подсчитано:  резервуар мог быть построен в течение 12 лет 1000 земплекопами, если учесть, что они работали круглые сутки. Завершенная дамба обладала 11 каналами, отводящими потоки воды в разные направления для снабжения  города и орошения окрестных плантаций и полей. Центр водохранилища, а именно маленький остров, хранит развалины  ступы.

ЮЖНЫЙ МОНАСТАСТЫРЬ

Древнее название этого уникального места остается неизвестным. Центральная платформа здания, не смотря на обвал крыши, сохраняет великолепную акустику. Специалисты предполагают, что это место, где Паракрамабуху наслаждался священными гимнами. Северная часть монастыря стала обителью великолепной скульптуры, высота которой - 3,6 м, является доказательством непревзойденного умения древних мастеров Полоннарувы. Статую считают изображением правителя Паракрамабаху Великого, руки которого держат королевскую символику - ярмо. Согласно другой версии скульптура передает образ "Мудреца" с пальмовым манускриптом  "Ола" в руках.

САД ПАРАКРАМАБАХУ

Расположен на озерном побережье и, хроники свидетельствуют, что в нем находились разные павильоны: зеркальный, ковровый, павлиний, для занятий науками и игр ... Вода из танка обеспечивала круглогодичную прохладу и снабжала квадратный и круглый бассейны. Позже королем  Ниссанкамаллой здесь было возведено дворцовое здание, мавзолей и здание совета министров, мавзолей. Королевский дворец Ниссанкамаллы в наши дни представлен лишь неприглядными стенами, передней  с сидением и лестницей и туалетной ямой.

ЗДАНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ НИССАНКАМАЛЛЫ

Является интереснейшим зданием Полоннарувы, колонны имеют надпись, отражающую  правительственную систему государства. Королевский совет и его члены располагались в такой иерархии: королю принадлежал трон льва; в левой стороне размещались региональные правители, купцы; правая сторона – место для престольного наследника (на малом троне), принцев, военных главнокомандующих, премьер министра, министра финансов, архивариуса.

Полоннарува – стратегически важное место в былые времена, и Цитадель была внутренним фортом и последней городской линией защиты. Высота мощных крепостных стен достигала  11 метров; внутренние стороны для обхода часовых имеют более низкий уровень. Территория крепости была местом расположения королевского дворца, здания совета министров, административных зданий и подсобных помещений.  Деревянные здания, окружавшие дворец, практически не сохранились. Семиэтажный Королевский дворец Паракрамабаху с 1000 комнатами в наше время представлен лишь руинами. Нижний этаж занят приемным залом (31 х 13 м). С правой стороны сохранился туалет, а с левой – лестничные руины. Проект дворца предусматривал поддержку большими колоннами перекрытий. Кирпичную кладку, окружавшую колонны, покрывали пластырь и роспись. Остатки сторожевой башни на юго-западе в углу крепости свидетельствуют о том, что эта территория была местом мелких сооружений  для двух королев, охраны, слуг и чиновников.

Учитывая всю особенность архитектуры самого 7 этажного дворца и мелких прилегающих зданий, информацию хроник о тысяче комнат нельзя назвать преувеличением.  "Сотни разноцветных раскрашенных колонн, альковы украшают вьющиеся растения и цветы, из золотых светильников исходит аромат благовоний и цветов, роскошные королевские покои украшают нитки белого жемчуга, словно лунные лучи, золотистые колокольчики звучат, как музыкальные инструменты..." – таково историческое описание королевских апартаментов.

Мощная платформа стала основанием для Зала Совета Министров, ее украшают барельефы львов, карликов и слонов.  Двухъярусные ступеньки с обеих сторон украшает "лунный камень", образы львов и драконов – олицетворение поддержки и защиты сингальского короля. Паракрамабаху Великий утверждал государственные законы, восседая на троне в окружении советников. Южная часть построения отведена для туалетной ямы, имеющей глиняные канализационные трубы. Западная стена укрепления оснащена каменными ступеньками, направленными к Королевскому Бассейну, который окружает цветущий сад. Воды, поступавшие через подземные трубы, ароматизировали  жасмином. Бассейн также имеет маленькую павильонную постройку для отдыха и переодевания. Туалет – между каналом и бассейном. Сад обладал еще одной особенностью - душем, вода в него попадала через трубы специальной установки.

ДРЕВНИЙ ГОРОД

Цитадель имеет северные ворота, ведущие в большой древний город Полоннарувы, его окружают стены 6-ти километровой протяженностью. Согласно хроникам, в городе были сотни улиц с несколькими тысячами домов. Аристократы и купцы жили в 2-3-х этажных кирпичных домах, а деревянные и глиняные дома были жилищем среднего класса и бедноты.  Каменные постройки отводились духовенству и королю.  Паракрамабаху имел авторитет искусного врачевателя, поэтому им в городе была построена больница, рассчитанная на сотни  больных.

Первым памятником, в левой стороне  от дороги, соединяющей крепость и город, является  храм Шивы (XIII век). Археологические раскопки этого храма обнаружили многочисленные бронзовые статуэтки  бога Шивы и его жены Парвати, все они представлены в экспозиции музея Коломбо. Изначально храм был увенчан кирпичным куполом, а саму постройку составляли каменные блоки. В центральной части города севернее храма размещена Терраса Зуба Будды. Лестница, ведущая к террасе, говорит о том, что входные ворота имели два этажа. Лестница у подножия имеет небольшую ванночку, в ней омывались верующие.  Возле входа в левой части расположена круглая постройка Ватадаге, ее проект предусматривает сохранение ступы со святой реликвией Будды.

Коническую крышку здания поддерживали мощные колонны, установленные по кругу. У входа в строение размещен  "лунный камень", выражающий суть религии буддизма, "охранный камень", который являлся препятствием попаданию  дьявола в святыню. «Охранный камень» имеет изображение ангела-хранителя, его руки держат ветвь процветания и чашу изобилия. Символ протекции – карлики у его ног (хранители сокровищ) и капюшоны семиглавой кобры над головой.  Также к олицетворению защиты  относится мифический дракон, которого поддерживают карлики. Зал в центральной своей части имеет 4 изваяния  Будды, их спины располагаются в направлении священного кирпичного холма и обращены ко всем сторонам света.

Тупарама входит в число архитектурных памятников, наиболее хорошо сохранившихся в Полоннаруве XII века, является часовней для ритуалов подношений  Будде. Главный зал хранит на пьедестале груду кирпичных обломков – лишь в таком состоянии сохранилась главная статуя медитирующего Будды. Остальные изображения  Будды были исполнены в более ранний период (различаются методы выполнения  складок на робе Будды и строительные материалы). Наружная часть архитектурного памятника имеет штукатурное покрытие, на котором сохранились следы краски, его украшают изображения животных, богов и людей, по нему можно судить об архитектурном стиле  Полоннарувы.

От храма  дерева-Бо остались лишь руины. Каждый буддистский монастырь имеет растущее дерево-Бо – этой святыне поклоняются миллионы представителей буддизма. Дерево обвешано разноцветными кусочками ткани, которые повесили верующие с благодарностью за исполненное желание или в знак обещания. Следующее сооружение имеет неизвестное назначение, судя по надписям, здесь королю читались религиозные гимны. Потому храм и называется  Читальным Залом Ниссанкамаллы. Зал в самом центре хранит небольшую ступу, на которой изображены верующие, ее окружают необычные колонны в форме стеблей лотоса.

Храм лежащего Будды в террасе на северо-восточной ее стороне сохранил лишь кирпичную кладку постамента, ранее здесь располагалась скульптура  Будды, входящего в нирвану.

Скульптура  Бодхисаттвы в центральной части террасы изображает человека, проходящего последнюю стадию преображения. Реальный Гаутама Будда считался Бодхисатвой в течение 500 жизненных воплощений. Историю земной жизни Будды  описывают работы древних иранских и арабских лириков и басни Эзопа. Изображение  Бодхисатвы расположено противоположно центральному образу  Будды Храму Зуба Будды  Виджаябаху I. На первом его этаже располагалась часовня, второй этаж хранил  Священный Зуб и другие реликвии. Левая сторона архитектурного памятника имеет каменную плиту, по тамильским надписям которой можно говорить о том, что королевские телохранители были обязаны охранять святые реликвии. Охрана большей частью была представлена вольнонаемными индийскими солдатами. Надписи также повествуют о восстании индийских солдатов при короле  Виджаябаху, не смотря на которое святым реликвиям была обеспечена абсолютная безопасность.

К XII веку относится второй  храм Зуба Будды - Хатадаге. Король  Ниссанкамала считал, что он хранитель святыни, историками же его строительство относят королю  Паракрамабаху I. Первый этаж спроектирован аналогично предыдущему храму Ватадаге. В строительстве стен были использованы нестандартные плиты, подогнанные одна к другой с поразительной точностью. Портик входа украшают прекрасные изображения музыкантов и танцоров, а настенные надписи повествуют о заслугах Ниссанкамаллы. Каменная Книга, для которой использована 8 метровая гранитная плита, привезенная из Михинтале, рассказывает о деяниях Ниссанкамаллы и о международной политике страны. Следующее семиэтажное здание не имеет название и точных данных о его строителе. Стиль его выполнения характерен для XII века. Отличается простым ступенчатым дизайном, который является древнейшей египетской и месопотамской архитектурной формой (примеры ступенчатых пирамид и пирамидальных башен).  Аналогичные архитектурные памятники обнаружены  в Таиланде.

Покинув Террасу Зуба Будды и на перекрестке свернув направо, вы увидите Пабалу Вехеру. Принято считать, что к ее строительству имело непосредственное отношение королева  Паракрамабаху Рупавати. Ступу окружают часовни и цветочные алтари. Дорога в самом ее конце приводит к очередному  индуистскому храму  X века, он посвящен богу Шиве. Южно-индийское архитектурное здание – ранний памятник  Полоннарувы. Через северные городские ворота главный путь выводит за пределы городской черты, далее попадаете на территорию храма Алахана Пиривена, его включили в план консервации и реставрации Фонда Культурного треугольника. Ранее на месте монастыря располагалось кладбище, само строительство здания принадлежит королю Паракрамабаху Великому, включало в себя еще  500 построек, местом их расположения служили две террасы, имевшие площадь в 80 гектаров. Первым монументом храма является  Ранкот Вехера – носит статус самой высокой ступы Полоннарувы (55м). Направляясь по маленькой тропинке возле ступы, можно увидеть каменный бассейн для монахов Покуна. Они совершали омовение сидя на ступенях.

Самая высокая платформа комплекса стала обителью молитвенного Зала – место проведения торжественных событий и провозглашений норм поведения всех участников монашеского Ордена. В дни полнолуний  настоятель, восседавший на троне и монахи, сидевшие на полу, занимались повторением строгих законов Ордена. Пятью главными заповедями буддизма являются - не убей, не лги, не укради, не прелюбодействуй, не пей. Монахам запрещалось: иметь деньги, посещение театра и увеселительных заведений, принимать пищу в послеполуденное время, обладать частной собственностью, все их имущество ограничивалось тремя робами, полотенцами, иголками, нитками, лезвием и чашей для подаяний... После повторение монашеских законов, члены должны были сознаваться в нарушении хоть одного из правил, что каралось публичным дисциплинарным наказанием.  Монахи-буддисты живут только благодаря пожертвованиям  верующих, они будут лишены уважения и поддержки людей, если авторитет Ордена будет подорван.

Самая высокая точка террасы хранит архитектурный памятник, который окружают элегантные колонны, являющиеся границей святыни. По утверждению хроник, эту  12 этажную постройку украшали маленькие башенки, которые имели в своих нишах фигуры божеств  - традиционный архитектурный стиль  Полоннарувы. Верхние этажи, вероятно, предназначались для маленьких монашеских комнат. Восточная соборная сторона является обителью естественной пещеры  Мадалая, в ней расположена маленькая статуя Будды. Пещерный выступ хранит записи II века до н.э.

Главные здания ансамбля  Полоннарувы имеют колоссальную тринадцатиметровую обезглавленную статую  Будды. Здесь расположено пятиэтажное строение, отличающееся разнообразием кирпичной кладки и украшениями в виде орнаментов и фигурок божеств. Собор был возведен  Паракрамабаху на месте уже стоявшего монастыря. Северная часть монастыря содержит ступу  Кири Вехера, традиционно ассоциирующуюся с супругой  Паракрамабаху королевой Субхаддой. Ступа и маленькая часовня у ее подножия сохранили свой первозданный вид.

В монастыре на территории его больницы произошло обнаружение древних хирургических инструментов, представленных зондом, пинцетом, ножницами, скальпелем и т.д. Медики нашего времени были ошеломлены поразительным сходством современного и древнего медицинского инвентаря.

Севернее храма располагается самый знаменитый на всем острове  Каменный Храм. Он украшен четырьмя высеченными из гранитной скалы статуями  Будды ( XII в). Это достаточно реалистичные изваяния при своих колоссальных размерах.  Особенно интересна третья скульптура – на груди у Будды скрещены руки. Такое положение имеет широкое распространение  в Индии. Принято считать, что автор статуи хотел передать человечность и божественную природу Будды.

]]>]]>