КандиГород Канди расположился в 115 км. к северо-востоку от Коломбо. Это место отличается особой живописностью, ввиду того, что обителью города стал горный массив, высотой 488 м.

Неким подобием ожерелья этого места можно назвать реку Махевели Ганга. Дословный перевод названия города - "гора", население называет его Маха Нувара - Великим городом. Его основание ( XIV в.) – заслуга короля Викрамабаху III (1357-1375 гг.) и его последователя Сенасаммата Викрамабаху, который стал местным правителем  в XV столетии.

В конце XVI в. (1590 г), во время захвата португальцами  юго-западных и северных островных берегов, сингальскому правительству пришлось уйти в горы, там было основано государство со столичным центром в Канди.  225 лет стране удавалось сохранять независимость и лишь в 1815 году английскими колонизаторами город был захвачен. Участью последнего короля стало пленение и отправка в Индию, в которой он умер. 2 марта 1815 г в Холле для Аудиенций с правительством  Канди был подписан договор (Кандийская конвенция), согласно которому, остров становился британской колонией, это было завершение властвования местных монархов, которое длилось более двух тысяч лет. В статусе британской колонии остров существовал до 1948 года.

Центр города является обителью искусственного озера, созданного последним королем Канди   Шри Викрема Раджасинхе  ( 1807 г). В его центральной части на территории маленького острова правитель совершил возведение Королевского Летнего Дворца – место для его гарема. Кандийцы  XIX столетия к проекту относились равнодушно, ввиду отсутствия у озера полезной значимости, хотя все признавали его эстетическую красоту. Англичане же полюбили водоем, это было их любимым местом для водной лодочной прогулки.

Берег водохранилища стал местом расположения Далада Малигава - Храма Священного Зуба Будды. С 311 г реликвию стали относить к символике суверенитета, после появления  Зуба на территории острова в волосах принцессы Хемамалы. Статусом столичного центра страны наделялся город, который хранил Зуб Будды.  В 1590 г Зуб попал в Канди, правитель Виламаладармасурия I (1592-1603 ГГ) произвел строительство двухэтажного храма в пределах королевского дворца, куда и поместили реликвию. Позже правитель Нарендрасинха инициировал строительство нового двухэтажного храма, в настоящее время – это Внутренний монастырь. Храм украшен резьбой по дереву, расписанными потолками, дверями с серебряной отделкой. Так как монастырь размещался в королевском дворце, он был доступен лишь королю и главным священнослужителям.

В настоящее время святыню издалека можно увидеть в час службы при открытых дверях. После оккупации Канди англичанами столицей стал город Коломбо, реликвию же оставили в монастыре Канди. Это было сделано во избежание недовольства и гнева буддийской общины. Одновременно доступ к храму получили простолюдины. Реликвия является частью красочной процессии  на Востоке - Эсала Перехера. Ежегодна перед наступлением августовского полнолуния святыню выносят для всеобщего обозрения. Уличное шествие сопровождается выступлением акробатов, музыкантов и танцоров. Для того, чтобы засвидетельствовать это роскошное действо, к монастырю приезжают тысячи людей.

В XIX веке Шри Викрема Раджасинхе сделал пристройку в виде восьмиугольного сооружения, трибуна которого служила местом для обращений в период важных событий к своим подданным.  В настоящее время это место выполняет функции монастырской библиотеки – хранилище уникальных манускриптов  на пальмовых листьях ола. Храм содержит и другие сокровища: миниатюрного изумрудного  Будду, золотую и хрустальную статую Будды.

Монастырь  Зуба Будды – это звено целого архитектурного ансамбля, который представлен Королевским Дворцом, Дворцом королевы, Холлом для Аудиенций. Строительство открытого зала с колоннами из дерева началось в 1784 г, а завершилось только в 1815 г, уже при английских колонизаторах. Зал использовался даже в то время, когда еще не имел деревянных резных колонн. В Королевском дворце осталось публичное отделение здания, частных комнат в нем уже нет. Сейчас дворцовое здание используется в качестве археологического музея. Дворец Королевы является Национальным Музеем, который хранит хорошую коллекцию интересных экспонатов:  королевская символика, предметы обихода, ювелирные изделия... В месте, где храм граничит с озером, можно найти королевскую купальню Улпе Ге, которую англичане переоборудовали для библиотечного помещения. В настоящее время постройка находится в распоряжении полицейского участка.

В «компании» главного государственного храма разместились монастырские цитадели индуистов, посвящены божествам Вишну, Ната и Паттини. Паттини Девала представлена маленькой очень простой часовней, является популярным среди приверженцев буддизма местом, храм построен в честь боги- покровительницы здоровья и целомудрия. Здесь же неподалеку – самая старая постройка в Канди ( VIII-IX вв). Монастырь принято считать обителью поклонений  Ната. Он  представлен лишь портиком и святым местом на пьедестале. Бога Ната считали будущим  Буддой. Маха Вишну Девала – наиболее важная часовня.  Вишну (Упульван) находится в большом почете у буддистов, жители  Шри Ланки считают его своим покровителем. Часовня имеет двойную крышку, красочный вход и фонарь. В процессе Кандийской Перехеры совершается традиционное поклонение Вишну – участвующие в процессии слоны останавливаются возле монастыря и чествуют Вишну, который к тому же, считается покровителем этих животных.

Храм Святого Павла возведен в 1846 г. Собор является местом проведения регулярных служб на сингальском и английском языке. Служба также включает традиционную кандийскую барабанную дробь, а также подношение риса и цветов. У основания гор размещается Королевский павильон, который отстроил английский губернатор  в 1834 г –  в Канди – это официальная президентская резиденция.

Канди в стране считается религиозной столицей и центром местного буддизма, поэтому здесь располагаются два главных храма -  Асгирия ( XVII в) – отличается крепкими дверями и резьбой  по дереву, наличием старинных манускриптов, королевского кресла  XVIII века, которое украшает слоновая кость, а также большим количеством золотых изделий и из слоновой кости.

Храм Малватте - возведен в XVI столетии. В далеком прошлом монастырскому настоятелю отдавали должность главы монашеского Ордена. Впервые о храме упоминалось в 1597 г, при короле Вимала Дарма Сурия I, который занимался восстановлением  обряда инициации в монашеский орден согласно всем канонам, для этого были приглашены послушники  из Бирмы. С того времени в монастыре проходит посвящение в монахи. Самый большой зал собора был отстроен в 1753 г в и имеет кандийский стиль – высокие колонны, балки и расписной потолок. Монастырь примечателен находящимися в нем манускриптами, старинной мебелью и кандийскими сундуками.

В Канди, кроме того, распространены народные промыслы, здешние умельцы прославили эти места – плетение из бамбука и соломки, изготовление серебряных изделий, деревянная резьба...

]]>]]>