ДамбуллаПещерный собор Дамбулла был символом благодарности  Ордену буддистов, которые приютили правителя Валагамбаху в период 14 летнего оккупационного периода в  Анурадхапуре (89 - 103 гг. до н.э.).

Доказательство тому - наличие брахминских надписей над пещерным входом. Собор 150 метровой высоты представлен 5 пещерами. Это обитель самой большой коллекции скульптур Будды, возраст которых превышает 2000 лет. Судя по остаткам штукатурного покрытия с пятнами краски, монастырь был воплощением сплошной галереи  живописи. Создание храма относится к 1 в. до н.э., но его достраивали и восстанавливали в XII и XVIII веках.

Девараджалена. Небольшая пещера 14 м. стала обителью лежащего Будды и преданного ученика Ананды – воссоздание входа  Будды в Нирвану. Здесь же месторасположение статуи Будды, а 3 изваяния медитирующего Будды и бога Вишны размещены у головы лежащего Будды. Считается, что все изваяния созданы в  I веке до н.э. и своим  появлением обязаны королю Валагамбаху. Тем не менее, эксперты датируют их более поздним временем.  Пещера названа в честь  бога Вишну, покровителя строительства храма Дамбулла. Вероятна версия того, что пещеры были названы позднее, потому что в хрониках они упоминаются лишь в 1726 году.  Живописные изображения на стенах монастыря практически неразличимы из-за налета сажи, оставленного масляными лампадками верующих и благовонием.  Часовня  Вишну снаружи примыкает к пещере, это место регулярных служб.

Махараджалена. Является второй пещерой, самой большой и впечатляющей (I в. до н.э.) У входа в монастырь размещена статуя из дерева – изображение правителя  Валагамбаху, покровителя его строительства. Противоположно пещерному входу под сводом в форме мифологического дракона – центральное изваяние Будды в натуральных размерах. В его левой руке – свободный свод накидки, правая имитирует протекционный жест. Скульптура аналогична колоссальным скульптурам времен  Анурадхапуры, только лицо слегка искажено, причиной чему могла стать реставрационная работа. Следы позолоченного покрытия проглядываются под свежим слоем краски.

Рядом размещена скульптура бога  Майтрея, покровителя Канди, который держит лотос в руке, и бога Ната (будущего Будды), лица которых запечатлели полное умиротворение. Далее располагаются изображения бога Упульван (он же синий Вишну) и Самана (золотой цвет),который хранил отпечаток  ступни Будды на склоне Пика Адама. Статуи имеют одинаковую величину, отличаются лишь цветом и выражением лица. Монастырь  Дамбулла является единственным местом на острове, где скульптуры Будды, Наты и Майтреи поставлены вблизи друг от друга.

Пещера хранит ступу, окруженную 11 статуями медитирующего  Будды. Скульптуры богов и Будды размещены по периметру помещения, благодаря чему способствуют созданию умиротворенной и спокойной атмосферы.  16 изображений стоящего Будды и 40 медитирующего являются кирпичными, деревянными, гранитными, их покрывает штукатурка и краска. Особенно интересными для посетителя окажутся потолочные и настенные фрески. Левая сторона потолка в рисунках рассказывает о биографии  Будды: о рождении, отказе от жизни царя, о прозрении, семи неделях после просветления, о первой  проповеди и уходе в Нирвану...

За статуями Будды по правую сторону возле потолка запечатлены некоторые исторические важные моменты в жизни государства и буддизма: правителя Деванампиятисса, приветствующего   святого Махинду, который принес духовное течение Будды на остров; первое выступление Махинды; первый буддйский монастырь в Михинтале и его строительство; момент посадки  дерева знаний в Анурадхапуре; короля Деванампиятисса , с помощью плуга обазначающего пределы Анурадхапуры... Историю самого государства изобразили самые важные моменты: высаживающийся на острове Виджая (основоположник нации сингалов), сражение на слонах правителей Дутугемуну и Эрала... Рисунки создавались в течение большого временного отрезка до XVIII столетия, так как в большом количестве мест они нанесены  на уже имеющиеся.

Маха Алут Вихарая. Храм построен сравнительно недавно в XVIII веке королем Кирти Шри Раджа – последний правитель  Канди, здесь также имеется его скульптура. Размеры пещеры -  27 х 10 м. Оснащена двумя арочными входами, которые украшает дракон Макара Торана. Здесь также можно изучить 56 скульптур: спящего 9 метрового Будду, в позе лотоса -13 Будд и 42 стоящие скульптуры Будды поставлены вокруг центральной статуи медитирующего Будды. Потолочные стены украшают изображения  1000 медитирующих Будд.

Паччима Вихарая. Строительство относится к I веку до н.э. - правитель Валагамбаху. Пещера отличается небольшими размерами - 16 х 8 х 8 м, однако вызывает немалый интерес у ее гостей. В центральной своей части она хранила небольшую ступу, которую совсем недавно ограбили искатели сокровищ. По предположениям экспертов, ступа содержала замурованные украшения жены правителя  Валагамбаху.

Девана Алут Вихарая. Также относится к числу «молодых» пещер, перед переоборудованием ее в монастырь применялась, как складское помещение. Время и автор ее строительства неизвестны.  Это обитель  11 скульптур будды, они окружают спящую статую Будды, кроме того, в ней размещены изображения Вишну, Катарагамы и здешнего божества Девата Бандары. Настенные надписи свидетельствуют о том, что монастырь ремонтировался в 1915 году.

]]>]]>