БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

В предгорьях Гималаев, в Южном Непале (район Северной Индии ) жил клан Шакия . Правитель клана Шутходан Гаутама и королева Махаман не имели детей. Однажды королева увидела удивительный сон. Четыре ангела, прилетевшие с четырех сторон света, взяли ее на руки и перенесли к прекрасному горному озеру на самой вершине Гималаев. Здесь она искупалась и облачилась в небесные одежды. Неожиданно рядом возник белый маленький слоненок с цветком белого лотоса, он протрубил, обошел вокруг нее три раза, а потом вошел в королеву с правой стороны. Вскоре после этого сна этого королева смогла забеременеть. Король и подданные нетерпеливо ожидали рождения наследника. По древним обычаям, королева поехала рожать в дом своих родителей, а по дороге решила отдохнуть в Лумбини - прекрасном цветущем саду. Она протянула правую руку для того, чтобы сорвать ветку, и в этот момент и родился ребенок. Это произошло восьмого апреля 623 г. до н. э., в полнолуние. Принц получил имя Сидхартха Гаутама (Сидхартха-исполнение желаний). Радости короля не было предела, но вскоре радость сменилась трауром: через неделю королевы не стало. Младшая сестра королевы, Махапраджапати, заменила мать, и воспитала ребенка с заботой и любовью. Отшельник Асита, который жил в горах недалеко от столицы, заметил сияние, которое исходило из дворца, восприняв это как благоприятное знамение. Он явился во дворец и был представлен принцу. Посмотрев на Гаутаму, он сделал предсказание: "Если принц будет жить во дворце, он станет величайшим правителем и завоюет весь мир. Если он выберет религиозную жизнь, то станет Буддой, который спасет весь мир". Короля порадовало такое пророчество, но позднее он стал волноваться о возможности выбора принцем второго пути. В возрасте семи лет принцу начали преподавать военные и гражданские науки, но его мысли занимало совсем другое. Однажды, весенним утром, он поехал на прогулку с отцом. Вместе они смотрели, как фермер вспахивает поле, а в это время птица склевала червяка, которого крестьянин плугом вывернул наверх. Принц сел под деревом и прошептал: "О господи! Неужели всем живым существам суждено убивать друг друга?". Рано потерявший мать, Гаутама был сильно потрясен трагедией маленьких существ. Его незаживающая душевная рана возрастала с каждым днем. Помня пророчество старика, король старался заботой и любовью направить мысли своего сына в другом направлении. Когда принцу исполнилось 19 лет, он вступил в брак с принцессой Яшодарой, своей двоюродной сестрой, и в течение следующего десятка лет его жизнь протекала в увеселениях и забавах. И хотя у принца было все для того, чтобы чувствовать себя счастливым, печаль мира, окружавшая его, переполняла его чувствительную душу. Принц мыслями всегда возвращался к проблеме страдания, пытаясь понять, в чем смысл человеческой жизни: "Юность, здоровое тело, великолепие дворца - какое значение имеет все это? Однажды мы все постареем, заболеем и предстанем перед смертью, перед которой все равны. Существует же какой-то выход. Как у тепла есть противоположность - холод, а у света - темнота, так и счастье должно противостоять печали". Так душевные страсти разжигались в его мыслях до тех пор, пока у Гаутамы, в возрасте 29 лет, родился сын Рахула. Тогда наступил момент, когда принц решил уйти из дворца, чтобы искать ответы на свои вопросы. Его внутренний голос просил : "Лучше останься дома, тогда весь мир будет твоим". На что он сказал: "Весь мир мне не нужен!". Выбрив голову и надев желтые одежды аскета, он отправился на юг с нищенской чашей в руках. Гаутама жил с отшельниками, изучая их образ жизни и методы на протяжении шести долгих лет. Он испробовал все виды аскетизма ( покаяния, голодовки, ночные бдения, бичевания) и почти превратился в скелет. Благодаря горькому опыту самоистязания он понял, что идет неверным путем. Самоистязания лишь ослабляют тело, дух и интеллект. Уйдя от аскетов и оставшись в одиночестве, обессиленный, находясь на грани смерти и жизни, он последний раз решил попытаться прийти к прозрению через медитацию, повторяя себе: "Пусть моя кровь засохнет в жилах, моя плоть сгниет, а мои кости разложатся, но я не уйду с этого места до тех пор, пока не узнаю, в чем состоит смысл жизни". И в одно прекрасное солнечное утро, погруженный в медитацию, он вдруг понял и осознал жизнь, как она есть на самом деле. На 36 году жизни он прозрел и стал Буддой, что означает - прозревший, озаренный.

Он не родился Буддой, он стал им, благодаря своим стараниям. Через месяц после озарения ум его просветлел, тело очистилось, и Гаутама - Будда стал испускать шестицветное сияние. Эти шесть цветов и сейчас можно увидеть на буддийском флаге, они символизируют: белый - чистоту, синий - уверенность, оранжевый - отрешенность, красный-ум, желтый - святость, смешанный - все эти качества, взятые вместе. Через неделю Будда решил, что пришло время делиться своими познаниями с человечеством... Все последующие 45 лет Будда постоянно проповедовал, путешествуя, у него появилось много последователей и учеников по всему миру . В возрасте 80 лет, его постигла болезнь, и он, также как и все люди, ушел в мир иной - Нирвану, где находится и по сей день.

Будда - это не бог, и не пророк, а обычный человек: рожденный как человек, живший как человек, и умерший как человек. Что осознал Будда? Основной принцип реальности состоит в том, что у всего, имеющего начало, имеется и конец, и страдания не являются исключением. Главная мысль учения Будды - в мире времени и пространства нет постоянства. Жизнь, по словам Будды, состоит из двух составляющих: разума и физического тела. Тело мы считаем своей собственностью, и в то же время не можем им управлять полностью. Тело подвержено старости, болезням, и, в конце концов, смерти. Разум отличается еще большим непостоянством, чем тело. Мысли, характер и стремления человека постоянно меняются, иначе нет развития и прогресса. Жизнь является комбинацией разума и тела, и длится, пока существуют амбиции и желания, которые порождают человеческие страдания. Причиной всех страданий является эгоизм, исключительная вера в свое "я". А эгоизм питает жажду жизни во всех смыслах этого слова (жажду господства, жажду удовольствий, жажду богатства, жажду власти...), повергая нас в бесконечный цикл перерождений - бездну сансары. Причиной наших перерождений есть карма - закон причины и следствия, закон зависимости. Карма, как итог поступков прошлых и настоящей жизней, наших желаний и мыслей, создает новую жизнь. Новые тело и разум являются результатом прежнего тела и разума. Наша будущая жизнь - это результат всех предыдущих карм плюс настоящая карма. И до нас, и после нас, тянется бесконечная вереница прошедших, настоящих и даже будущих жизней до тех пор, пока мы сами не положим конец этому. Остановить процесс своего существования можно лишь полным уничтожением кармы, с уходом которой исчезнут и причины, которые создают необходимость для перерождений. Можно выйти из замкнутого круга сансары в Нирвану. Нирвана - это не рай, как думают некоторые, а иной мир более высокой стадии развития. Будда собрал учение в так называемых "Четырех правдах": рождение и жизнь, болезнь и смерть. Все страдания возникают из-за наших амбиций и эгоистических желаний. Избавиться от желаний можно, уйдя от страданий.

Есть проверенные пути избавления от страданий. Забыть о страданиях можно, используя:

•правильное понимание;

•правильное намерение;

•правильный образ жизни;

•правильную речь;

•правильное поведение;

•правильное стремление;

•правильную заботу;

•правильное мышление.

Этот процесс проходит через множество этапов духовного развития, эволюционный процесс. Учение Будды можно объяснить не только притчами. Будда говорил о том, что ворота успеха открыты для всех, бедных и богатых, преступников и святых. Он сравнивал человека, который стремится к совершенству, с цветком лотоса. "Цветок лотоса рождается под грязной водой пруда. Потом бутон вырастает над водой и, расцветая, приносит радость видящим его. Так и человек, даже рожденный при плохих обстоятельствах, в неблагоприятном окружении, без условий для духовного и социального развития, все равно может достичь совершенства и зрелости ". Последователи учения Будды, следуя его заповедям (не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй,не пей), совершая правильные поступки, поднимаются все выше по лестнице духовного развития. Будда просит тех, кто решил последовать его примеру, избегать самопотаканий и самоистязаний. Потакание своим слабостям низко, а самоистязание является сумасшествием, обе эти крайности бесполезны. Есть "Серединный Путь", помогающий человеку заглянуть в самого себя. Наградой будут - идеальный мир, спокойствие, знание и уравновешенность. Будда никогда не претендовал на роль первооткрывателя и не считал, что его путь единственно истинный. Каждый пожелавший и приложивший усилия, находит свой путь и приходит к совершенству, потому что конец жизни у всех один - Нирвана, реальная и достижимая. Буддизм как Закон Освобождения - не совсем традиционная религия, так как учение сконцентрировано совсем не на боге. Будда не верил во всевидящего и всемогущего господина, контролирующего судьбу людей, по своему желанию карающего или награждающего. Его учение основывается на безграничных скрытых возможностях самого человека и говорит, что ваше спасение в ваших собственных руках. В буддизме не молятся о спасении или заступничестве, ведь того молитвы становятся своеобразными частными эгоистическими сделками с богом для осуществления человеческих земных амбиций. В буддизме практикуются медитации вместо молитв . Медитация - это не просто молчаливое созерцание, а постоянная активная тренировка ума, которая ведет к самоконтролю и самосовершенствованию. Буддизм оставляет человеку полную свободу мысли, не требуя слепого поклонения, здесь вера заменяется уверенностью, которая основана на знании, и глубинным анализом, благодаря чему буддизм еще называется Вибхаджавада - Религия Аналитического Знания. Итак, Будда являет своим примером бессмертный идеал всего человечества - Человек Совершенный. Его изображения в храмах вызывают чувство присутствия учителя, что также вдохновляет верующих последовать его примеру. Буддисты не возносят Будде молитвы, а цветами и благовониями отдают дань уважения своему учителю и его учению. Буддистские реликвии также не обязательны, они просто помогают сконцентрировать внимание верующих на учении. Будда никогда не одобрял поклонения себе, говоря: "Отдает мне дань уважения тот, кто исповедует своей жизнью мое учение. Видящий и понимающий мое учение, всегда видит и понимает меня". Без сомнения, буддизм можно сравнивать с наукой, хотя их требуется рассматривать параллельно. Наука опирается на материю, а буддизм на моральное и духовное развитие (различны сами предметы изучения). Также нельзя назвать буддизм чистой философией, поскольку философия имеет дело только со знаниями, не касаясь практики, а буддизм тесно связан с реализацией имеющихся знаний на практике.

ПОЗЫ БУДДЫ

Изначально Будда изображался исключительно в позе лотоса. Такой образ основывался на видении Будды, который восседал в период прозрения под деревом знаний на троне победы . Такая гигантская скульптура (12 век) находится в храме Гал Вихара в Полоннаруве. Но наидревнейшая скульптура, "Будда в глубокой медитации" или "Самадхи Будда" , относящаяся к третьему веку до н. э., сохраняется в музее Анурадхапуры. Постепенно значение учения Будды все возрастало, и стали появляться статуи Будды в позах лежа и стоя, все гигантских размеров. Одна из самых ранних статуй стоящего тринадцатиметрового Будды - "Аукана Будда", найденная в 51 километре от Анурадхапуры и датируемая пятым веком н. э. В храме Гал Вихара в Полоннаруве есть вариант такого типа статуй ( у Будды руки перекрещены на груди, а тело расслаблено) - это самая распространенная в Индии поза Будды. Целью древнего скульптора было стремление уменьшить божественное начало Будды, взамен подчеркнув его человечность. Существует два типа лежащего Будды: отдыхающий Будда, большие пальцы на его ногах соединены вместе (в древних буддийских комментариях это называется"позой льва"); Будда, входящий в Нирвану, пальцы ног его слегка врозь.

ЖЕСТЫ РУК

1."Дэана мудра" или "поза лотоса" (одна ладонь в другой, руки согнуты и расслабленно лежат на коленях );

2."Абхая мудра" - жест протекции (рука (правая) от локтя поднята, ладонь открыта, все пальцы соединены );

3."Витарка мудра" - жест учения рассуждения (на правой руке указательный палец соединен в кольцо с большим пальцем);

4."Бумиспарша мудра" (все пальцы правой руки дотрагиваются до пола, призывая мать-землю в свидетели).

Дармачакра ( Dharmasakra) в переводе с санскрита означает "колесо знания" (по учению Махаяна). В этой трактовке восемь спиц колеса означают Восемь Путей, благодаря им человечество может прийти к спасению:

1 правильная речь;

2. правильное понимание;

3.правильное поведение;

4. правильный образ жизни;

5. правильное стремление;

6. правильное мышление;

7. правильная медитация;

8. правильная забота;

Направление Теравада называет это "колесом жизни", которое символизирует восемь состояний жизни:

1. радость-горе,

2. богатство-бедность,

3. слава-унижение (забвение);

4. прибыль-убыток.

Но какова бы ни была трактовка, дармачакра, наподобие вращающегося колеса телеги, в любом случае, символизирует бесконечное движение вперед. Еще до появления реликвий и статуй Будды, дармачакра являлась предметом поклонения, а теперь она представляет собой символ Буддизма.

РЕЛИКВИИ

Согласно буддийским канонам, описывающим жизнь и последние годы Будды, утверждается, что после того как тело Будды кремировали, части его останков, теперь называющихся реликвиями, разделили на восемь частей и распределили между соседними государствами, которые к тому времени приняли Буддизм. Каждую реликвию замуровали в ступе, дополнительно в девятой ступе замуровали урну, в десятой - пепел. Традиционно считается, что вообще существует три вида реликвий:

1. Шаририка (фактические): волосы, кости, зубы;

2. Парибогика (используемые): это предметы, которые Будда использовал при жизни, такие как чаша для сбора подаяний Будды;

3. Уддешика (памятные): ступы, статуи.

Физические реликвии являются самыми главными, так как это фрагменты останков физического тела Будды, помогающие во плоти представить Будду.

СТУПА

Ступа (дагоба) - архитектурное новшество, пришедшее из Северной Индии, оно обычно содержит в себе реликвии Будды или, возможно, святыни раннего буддизма, которым и сегодня поклоняются . Изначально ступа представляла собой просто насыпь земли, в середину которой вставлена деревянная мачта. Периодически все правящие монархи добавляли свои усовершенствования и , на данный момент, в своем первозданном виде ступы раннего периода нигде не сохранились. Древний восточный символ власти короля - зонтик на мачте, и платформа, которая поддерживает этот зонтик, добавлены уже позже. Каменное кольцо вокруг основания ступы не дает земле осыпаться. Согласно древним хроникам, это слоны в кожаных ботинках утрамбовали землю. Позже к верхней части зонтика стали добавлять шпиль. Со второго века до н. э. стали строить кирпичные ступы на фундаменте. У каждой ступы внутри есть комнатка, украшенная скульптурами и живописью. В комнате закрыты реликвии - предметы или фрагменты физических останков, принадлежащие Будде. Еще позднее, ступы начали строить на платформах (даже трехъярусных) с входом со всех сторон света. В начале ступенек находятся ванночки с водой для омовения ног. Вокруг ступы напротив каждого входа - красивые цветочные алтари.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ

Уникальной особенность буддийских храмов о.Шри-Ланка - "лунный камень", Он представляет собой полукруг, высеченный из камня, в виде половинки луны, который украшает вход в храм. Несколько панелей на нем изображают растения, птиц и животных . Но "лунный камень" создан совсем не для того, чтобы радовать глаза верующих, а содержит в себе саму сущность Буддизма. Каждый рисунок имеет свое символическое значение. Стилизованные в виде цветочных лепестков языки пламени наружного полукруга камня означают определенное состояние мира: разрушения и смерть в мучениях, от которых человек пытается спастись, заходя в храм. Животные (львы, лошади, слоны и буйволы, ) отображают животные инстинкты человека, которые он пытается скрыть, заходя в храм. Лебедь, которому выделено важное место в восточной мифологии, также всегда изображен на "лунном камне". Рассказывают, что если смешать воду и молоко, лебедь выпьет одно молоко, оставив нетронутой воду. Так и вы можете отделить правду и чистоту учения Будды от болота неправильных доктрин. Ползучие растения являются символом поиска правды через циклы рождений и смерти и страдания. На последней панели всегда изображение полураскрытого цветка лотоса, символа совершенства и чистоты. Он означает что жизнь скоротечна, но тот, кто продолжает поиски, всегда придет к прозрению.

ЛОТОС

В местности, где вырос Будда, цветок лотос рос повсюду в изобилии, во всех озерах и прудах, а также широко использовался в виде декоративного элемента в религиозных церемониях. Поза сидящего со скрещенными ногами Будды ( медитирующий Будда) в скульптуре и в живописи называется "позой лотоса" или падмасаной. Сам постамент, на котором сидит или стоит Будда, представляет собой распустившийся цветок лотоса, символизирующий совершенство и чистоту. В росписях стен храмов и потолков стилизованный лотос всегда занимает центровое место. В своих притчах Будда часто использовал лотос для сравнения.

ПРИХОД БУДДИЗМА НА ШРИ-ЛАНКУ

Буддизм, вероятно, пришел на о.Шри-Ланка раньше, но официально завезен в третьем веке до н. э.. В 247 году Асока, индийский император, прислал первых буддийских миссионеров вместе со своим сыном Махиндой, к ланкийскому королю. Деванампиятисса, правящий монарх Анурадхапуры, гнался за оленем по лесу Михинтале, когда услышал, как кто-то тихо позвал его: "Тисса! " Сначала король даже расстерялся. Оглянувшись, он увидел на вершине горы человека в шафранном одеянии с шестью спутниками . Этот странствующий монах был Арахат Махинда или Святой Махинда, как его еще называли. Миссионеры привезли с собой учение Будды. Махинду считали мудрым учителем, и он решил проверить разумность короля. Махинда загадал королю загадку о деревьях манго, на которую тот с блеском ответил.

Ответы Тиссы его удовлетворили, и монах рассказал ему об учении Будды. Послушав небольшой рассказ, король проникся мудростью этого учения и пригласил Махинду в г.Анурадхапуру, где за неделю Арахат обратил в веру буддизма 7000 человек. Однажды Махинда сказал своему королю: " У нас нечему поклоняться", Тисса тут же отправил к императору Асоке людей за реликвиями буддизма. Монах Сумана проделал путь в Индию и принес оттуда кость ключицы Будды, чашу для подаяний и саженец дерева Бо, он же построил первую на о.Шри-Ланка ступу Тупарама, в которую заключили кость ключицы Будды. На месте где был прочитала первая проповедь, в Михинтале, Тисса устроил монастырь для Махинды и его спутников, где Махинда жил 48 лет, до самой своей смерти. Время прибытия основоположника сингальской нации Виджая на остров Тамбапани, которое совпало с моментом смерти Будды, оказало значительное влияние на историческое значение о.Шри-Ланка, как покровителя веры. Сингалы полагают, что на них возложена важная миссия: сохранять и распространять буддизм. Поэтому все правители острова создавали множество религиозных монументов. Гигантские размеры ступ Полоннарувы и Анурадхапуры демонстрируют непререкаемое влияние веры на государство. В древней Шри-Ланке произошли два важнейших события, сильно повлиявших на буддизм и манеру богослужения. Первое событие - это дерево Бо, который было посажено в королевском саду в Анурадхапуре, Это один из наисвятейших объектов поклонения буддистов. Поскольку изначального дерева в Непале давно нет, то это самое старое из исторически задокументированных деревьев на земле, которому 23 века.

Второе великое сокровище, Зуб Будды, прибыло на о.Шри-Ланка в начале четвертого века н. э. (в 311 году) другое великое сокровище. Когда Будда был кремирован, останки его физического тела были поделены между южноазиатскими буддийскими странами. Левый глазной зуб взяли под опеку короли династии Калинга в Индии на многие века. В момент опасности захвата трона не буддийской династией, королем Гухасива эта реликвия была передана его дочери Хемамале. Ей были даны инструкции, что она вместе со своим мужем Дантакумарой доставят Зуб ланкийскому королю. Король с большим почтением принял реликвию и берег в своем дворце, пока не был построен подходящий новый храм. Физическая реликвия, Зуб Будды, являет собой талисман, который приносит стране благосостояние и процветание, а также это символ независимости и власти сингальского народа. Издавна Зуб хранится в семи золотых ларцах - ступах, украшенных драгоценными камнями, Зуб возлежит на золотом листе и пряди золотых волос . В настоящее время реликвия находится в г.Канди, в Далада Малигава (Храме Зуба Будды). Святыня требует должного почтения и уважения, поэтому раз в году реликвия выносится на людское обозрение во время Кандийской Перехеры. До этого Зуб находился в Анурадхапуре, потом в Полоннаруве. Иногда его даже прятали в пещерах. Этот Зуб дважды увозили с острова; индусы в 1283 г. и англичанами в более позднее время. В 16 веке португальцы захватили нечто, что они посчитали Зубом в Джафне, перевезли его в Гоа (в Индию), где он был сожжен на католическом костре. Однако, сингалы только посмеялись, так как это была копия Зуба.

]]>]]>