АнурадхапураОтсутствует точная информация о времени его основания.   Согласно археологическим раскопкам, на острове в этих местах человек поселился еще в V до н.э. Название города посвящено звезде созвездия скорпиона  - Анурадха.

Строительство и развитие города было инициировано генералом  принца Виджая (основоположник расы сингалов) и племянником Виджая. В 380 г. до н.э. правитель Пандукабьхая сделал Анурадхапуру столичным центром первой сингальской державы.

В западной части города им было построено водохранилище  Басава Кулам для обеспечения водой все растущее число городских жителей.

Хорошо спланированный город был переполнен двухэтажными домами. Место было оснащено водопроводом (1 в. н.э.), дорогами и мостами, здесь строились храмы, больницы, дворцы и кладбище. Анурадхапура носил статус столицы на протяжении полутора тысяч лет.  Город постоянно претерпевал вторжения стран южной Индии, что в итоге закончилось его разрушением  в 993 г, после которого столицей стала Полоннарува.  Ему   не удалось возвратить свое былое величие, и он покрылся зарослями джунглей.

Анурадхапура является не только древней столицей  Шри-Ланки, но и святым городом. Ежегодно он становится местом паломничества верующих, посещающие здешние святые места: дерево-Бо и семь дагоб. В древнем городе были найдены останки нескольких комплексов храмов.  Храм  Абхаягирия размещен на севере города, его площадь -  235 гектаров. Собор был возведен в I столетии до н.э. для  монахов, которых  изгнали  за ересь из храма Махавихара, они стали основоположниками нового течения в буддизме – Махаяна, популярность которого стала распространяться за пределами острова в Индии, Китае и Индонезии.

Совершено восстановление большого бассейна Эт Покуна, размеры которого приравниваются  шести современным олимпийским бассейнам. Другое уникальное с артистической и технической точек зрения сооружение монастыря - Бассейны Близнецы, восстановленные раньше. На самом деле бассейны нельзя считать близнецами потому, что один бассейн на 12 м больше другого. Уникальность бассейнов состоит в системе очистки воды: вода проходит через ряд небольших углублений, в которых грязь оседает на дно, а чистая вода поступает в бассейны. Джетаванарама (Jetavanarama) монастырский комплекс был основан королем Махасеной (276-303 гг.) и во многом схож с монастырем Абхаягири, но меньше размером.

В период рассвета на территории монастыря, занимавшего площадь 48 гектаров, проживало около 3000 монахов. Жилые помещения также построены в стиле Панкаваса ( по 5 комнат на этаже). На ценральной платформе комплекса возвышается гигантских размеров Джетавана ступа (120 м), самое высокое кирпичное сооружение когда-либо построенное человеком. В эпоху распада Римской империи (IV в. н. э.)ступа являлась третьим по величине монументом в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена в Гизе. Массивная кирпичная кладка структуры уходит на 12 метровую глубину, так что вес монумента фактически приходится на коренные породы. Другая уникальность ступы заключена в том, что она представляет собой идеальный круг.

Все ступы, включая построенные наше время, содержат маленькие частицы физических останков Будды, буддийского святого или построены на месте, где произошли важные религиозные события. Место, где стоит дагоба, было известно в древности как Сады Нанданы. Здесь в течении семи дней Арахат Махинда читал проповедь для 7000 человек. С тех пор пошло название Джетавана, измененное Джотивана, "место, где засияли лучи освобождения". Хроники ничего не сообщают о реликвии,замурованной в ступе. Только из литературных работ XIII века стало известно, что фрагмет кушака, которым подпоясывался Будда, замурован в ступе. Каким обрразом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно.

Самая большая часовня находится западнее ступы. Это было впечатляющих размеров здание с массивными стенами, судя по сохранившемуся дверному проему 8 м в высоту. Среди других значительных сооружений зал покаяний, колодец в форме лотоса, несколько древних переходов. Южнее ступы каменная ограда - интереснейший экземпляр буддийской архитектуры. Три перекладины ограды символизируют "три драгоценности" буддизма: Будду, его доктрину и Орден Монахов. Дошедшие до нас руины монастыря относятся к IX-X векам. Большое количество предметов, представляющих огромный исторический интерес, выставлено в музее Анурадхапуры.

]]>]]>